ПАПИЛЬОН (папийон) (Papillon), порода декоративных миниатюрных собак. Это одна из самых древних европейских пород. Ее история насчитывает более 700 лет.
Папийон - потомок Континентального той спаниеля. Эта порода, вероятно, возникла в
14 веке. Слово «спаниель» означает «испанская собака», но определить с точностью страну происхождения папийона весьма сложно – на это звание наряду с Испанией претендуют Франция и Бельгия. Наиболее популярная версия состоит в том, что порода возникла во Франции, и отсюда – названия «папийон» (бабочка) для подвида с поднятыми ушами и «фален» (мотылек, моль) для вислоухой разновидности на сегодня, практически уже одна порода, разница между ними только в постановке ушей: первое, что стоит знать для понимания породы, так это то, что на протяжении многих веков их непосредственный предок - континентальный карликовый (той) спаниель, имел очень узкий ареал обитания. Только Западная Европа. До 15го века - исключительно дворцы королей, дворцы их семей и приближенных. Отсюда и неофициальное название породы – собачка королей. На ранних этапах историю континентального той спаниеля, королевского той спаниеля и папийона разделить практически невозможно: все три породы выводились как комнатные и были любимцами знати, которая могла себе позволить содержать собаку с единственной лишь целью - для проведения досуга. В результате, охотничьи собаки стали выращиваться для хозяев - домочадцев, и поэтому должны были стать изысканными, привлекательными, декоративными, преданного и любящего нрава. Внешний вид старинных той спаниелей сегодня можно легко представить по сохранившимся изображениям этих собачек на многочисленных картинах итальянских и французских художников, начиная с 14 и до 19го века. Именно изучая живописные полотна, становится ясно, насколько предки - карликовые спаниели напоминают своих потомков – папильонов и фаленов. Крошки собачки – живые игрушки, они и сегодня белого цвета с черными или рыжими пятнами на теле. На мордочке – обязательная цветная маска с белой же вертикальной полосой от носа ко лбу. Да , судя по сюжетам, был таким же, какой он сегодня - игривым.
Но если копать вглубь, в поисках корней породы, то мы попадем сначала в Испанию и узнаем про испанского спаниеля, а затем в Италию, где упомянутый испанец был любимцем тогдашней итальянской знати. Во Францию, страну, которая сегодня официально считается родиной папильонов и фаленов, карликовые спаниели попали вместе с итальянской принцессой, которую выдали замуж за французского короля Франциска 1. Будущая королева не пожелала расстаться со своими любимцами и привезла их в Париж. Примерно в те же вреа той спаниели, как маленькие друзья, которых можно ласкать, гладить и всюду носить с собой, появились в королевских семействах Польши, Дании и Швеции. Ну а в Париже эту породу ждал исключительный успех. Высочайшее достижение в развитии породы папийон отражены принадлежит кисти итальянского мастера Стефана ди Джованни по прозвищу Сасетта (1392-1450). Рубенс – Рождение Людовика XIII.
Тициана Версели, более известный как Тициан, творивший в Италии в 16 веке, на своей картине «Урбинская Венера» изобразил белого с рыжим папийона, а на полотне «Семья Вендрамин» мы видим фалена.
Картина "Дочь Роберто Строцци" (1542) изображает девочку с собачкой. Именно этот 16го века бело-рыжий карликовый спаниель был принят за образец породы в 1934 году на конгрессе во французском городе Лилле, где был утвержден стандарт на две разновидности континентальных карликовых спаниелей.
Испанский художник Веласкес (1598-1660) написал портрет принца Филиппа Проспера с бело – лимонным папийоном, возлежащим на стуле. Антуан Песне (1683-1757) изобразил Королеву Софию Доротею с ее очаровательным и изысканнейшим фаленом. Во Франции папийон впервые появляется на картине, заказанной Генрихом IV Неаварским по случаю второй женитьбы. Автор, Петер Пол Рубенс (1577-1640), не преминул включить и папийона в свое произведение « Свадьба Марии Медичи», ровно, как и в более позднюю картину, приуроченную к рождению инфанта, который в 9 лет стал королем Луи ХIII. Луи ХIII женился на Анне Австрийской, и на портрете новой королевы кисти фламандского художника Франца Пурбуса (1569-1622) появляется семейный любимец папийон.
Первое изображение папийона «в движении» было создано в виде орнамента из перламутра и полудрагоценных камней в покоях Луи ХIV. Мария Антуанетта до конца сохраняла при себе двух крошечных спаниелей и передала их помощнику палача, уже поднявшись на гильотину. Дом в Париже, где после смерти королевы жили ее любимые собачки, до сих пор известен, как "Дом бабочек". Сохранилось и много изображений и скульптур этих крошечных собачек Марии Антуанетты, созданных ювелирами из драгоценных и полудрагоценных камней. У Марии-Антуанетты имелась фарфоровая фигурка папийона, найденная после ее смерти. Известная в Истории Франции Мадам de Помпадур, любовница короля Луи XIV, настолько любила своих игрушечных спаниелей Mimi и Инесс, что заказывала множество их изображений. Известна гравюра Барона Альберта Хогарта: сидящая Мадам де Помпадур с одной из своих Бабочек на коленях, под названием – «`Преданный».
Существует множество блестящих историй о папийонах и их королевских связях.
Все тот же Генрих 3й выходил к своим приближенным, украшенный гирляндами из изящных плетеных корзиночек с папильонами, о чем уверенно говорится в зарубежных кинологических изданиях. В частности в книге Papillion.by F Michael Truex. England (2000г.). Король Генрих III потряс членов Государственного Совета, появившись с корзинкой, полной папийонов, подвешенной на шею. Генрих часто лично ездил в Лион, где выращивались папийоны, и платил более 100000 крон на своих обожаемых собачек. У него было три любимых питомца, которым позволялось спать на его кровати, охраняя его. Одну из этих собачек звали Лилин, и она была вместе с королем в Сан Клауде, где монах по имени Жак Клемен попросил королевской аудиенции. Лилин так явно выразила свою неприязнь к монаху, что королю пришлось оставить ее в вестибюле.
Оставшись наедине с королем, монах прочитал свою аппеляцию, а затем пронзил его в грудь кинжалом. Клемен попытался бежать, но Лилин и ее компаньоны подняли тревогу, и он был пойман. К сожалению, для Генриха III было уже поздно, умирая, он прошептал: «Если бы я только прислушался к предупреждению Лилин».
Уже упомянутый Генрих 3й и Генрих 2й, Людовики 14й и 15й, Мария Антуанетта, мадам де Помпадур – все они буквально боготворили крошечных спаниельчиков.
Через полотна великих художников слава о папийонах распространилась по всему миру. Американские собрания также включают большое число великолепных картин, таких как «Собачка с коробочкой» Малкома С. Такера, с изображением рыжего папийона, подаренная Кэтрин Д. Госс Музею Собаки в Ст. Луисе. Изумительное изображение папийона с двумя девочками можно увидеть на картине «Догадайся еще раз» Софии Андерсен, которая принадлежит коллекции «Форбз Мэгэзин» в Нью-Йорке. Естественно, живописные работы могут познакомить нас лишь с авторским восприятием этой породы, но одна важная черта пронизывает все картины с изображением папийона, начиная с самых ранних,- это то почетное место, которое маленькие комнатные собачки занимали в семье. Когда для портрета семейство или отдельные его члены стремились предстать в наилучшем виде, неотъемлемой частью сцены всегда являлся папийон – лучший компаньон и любимец.
Блистательная жизнь карликовых спаниелей продолжалась как раз до Великой французской революции. Дальше в истории породы длительный провал. В 19м веке Европа – уже не только светская, но и буржуазная, полюбила новые породы собак, в том числе и карликовых и комнатных собачек-игрушек. И мы сегодня эти породы в основном знаем. Тогда, как папильонов и фаленов – потомков карликового континентального спаниеля - собачки королей, только начинаем узнавать.
Есть версия, что с переселенцами – бежавшими из Европы аристократами, попал в Америку и их старый любимец – карликовый той спаниель. И там, в Америке, неизвестные селекционеры впервые за все прошедшие столетия решили изменить облик этой забавной крошки: поднять длинные уши вверх. Разные источники говорят разное, то ли с чихуа скрестили, то ли подмешали крови фенька – карликовой аборигенной лисички. Но как бы то ни было, в Европу вернулись не просто потомки аристократического той спаниеля, а собачки новой породы – воистину папильоны - бабочки. С полностью стоячими огромными ушами. А фален – мотылек или моль – это наглядное воспоминание о европейской комнатной собачке королей. Так в породе соединились история и современность. Из Франции папильоны и фалены попали в Бельгию. Это было уже на рубеже веков. И все же былой популярности у породы не было.
Этими крошечными комнатными собачками заинтересовали разведенцы в Англии. И еще они любят улучшать породы, особенно, если они, эти породы, этого стоят. Кстати, в Англии эту породу сегодня называют не только традиционным французским именем, но и английским – (баттерфляй). Довольно скромную спаниельскую шерсть решили обогатить, добавив крови шпица. Эта же смелая комбинация помогла еще и прочно уложить теперь уже богато опушенный хвост на спину. Специалисты особо выделяли собак с хорошо опушенными ушами и длиной волоса на них и на хвосте не менее 15ти сантиметров. Так что культивирование собак шло одновременно по нескольким направлениям. Богатая шерсть по всему телу (не пух, и без подшерстка). Красиво опушенные уши и богатый хвост. Хвост, к тому же прочно лежит на спине. Так Англия и чуть позже Северная Европа (Швеция и Финляндия) подарили миру нового современного папильона. Хотя и до сих пор, английские эксперты внимательно отслеживают в пометах собак с проявлениями гена шпица (подшерсток, пух вместо шерсти и острая мордочка), не допуская их в дальнейшее разведение.